Особенности общения в семье и воспитательный результат

Федорова В. П., Марфусалова В. П. Особенности общения в семье и воспитательный результат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — ТОМ. 26 — с. 123-125. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770729.htm.

6 часов назад
Лучшее средство даже от самых глубоких морщин! Запишите рецепт
7 часов назад

Резюме. Статья посвящена вопросам взаимодействия и общения членов семьи. Рассмотрено, на какие виды и стили общения делятся.

Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов формирования личности. Взаимоотношения также имеют особое значение в семье, так как являются основой и гарантией ее стабильности [1]. Известно, что причиной развода, глубокой обиды или психологической травмы в семье является неумение слышать и правильно выражать свои чувства и эмоции. Изучая проблему общения и взаимоотношений в семье, исследователи выделяют тенденции и специфические стили общения.

Все семьи можно разделить на два основных типа: альтруистические и корпоративные [5]. В

корпоративный

Семья общается в партнерстве. Все члены семьи стараются прийти к взаимопониманию друг с другом. У них свои правила. Следовательно, один член семьи выполняет свои обязанности до тех пор, пока они также выполняются остальными членами семьи. Общение в этой семье довольно открытое и свободное, у них нет секретов друг от друга. Каждый член семьи достаточно самостоятелен в своем выборе, критики мало. Поэтому они свободно рассказывают о своих личных и интимных переживаниях. Никаких запретов, и их мнения постоянно повторяются.

Члены этого типа семьи свободно приспосабливаются к своему окружению и считаются людьми с открытыми взглядами. Прагматизм в отношениях между мужем и женой, между детьми и другими родственниками способствует развитию «эгоистичной» натуры. Дети, которые растут в таких семьях, живут только для себя.

Рассмотреть возможность

альтруистический

семейный тип. Члены семьи привыкли беспокоиться и заботиться о других. Все усилия направлены на общее благо каждого члена. Если возникает проблема выбора личных или семейных интересов, он выберет последнее, потому что живет по принципу «для других». В этой семье определены неотъемлемые правила. Если член семьи не соблюдает эти правила, он никоим образом не отчуждается от семьи, а наоборот, пользуется поддержкой и помощью своих близких. В альтруистической семье есть любовь и хорошее и теплое отношение друг к другу. Но секреты часто выходят наружу, потому что они не хотят обидеть или разочаровать других. В этом случае обсуждаются не все проблемы, но если они серьезные, решения будут приниматься совместно. В разговорах преобладают нежные и ласковые слова, часто у такой семьи есть свои имена, которые употребляются только в их кругу.

Стили общения в семье делятся на авторитарный, демократический, либерально-пропагандистский, гиперкритичный и дистанцированный (4).

Авторитарный стиль

представлен как строгое заявление родителей о требованиях, которые охватывают жизнь их детей. Типичным наказанием для такой семьи является физическое наказание, выражающее власть взрослых над своими детьми. Однако свою любовь к ребенку они выражают довольно выразительно. В таких семьях вырастают невротики, то есть неуверенные в себе и агрессивные, как и их родители. Этот персонаж уже виден в их отношениях с одноклассниками или друзьями. Культ отца гораздо чаще встречается в авторитарной семье (реже распространен культ матери). Глава семьи обладает большим авторитетом, непосредственно его положение считается важным и влияет на остальных членов семьи. Опросы проводятся только в рамках, установленных органом.


Демократичный стиль

это основано на общих интересах и помощи друг другу. Воспитанный в такой семье ребенок быстро и легко адаптируется к жизни и обществу, редко страдает неврозами, в отличие от тех, кто вырос в авторитарных семьях. В такой семье можно обсудить любую проблему и дело, каждого члена семьи принимают как личность со своей точкой зрения и пониманием мира.


Либеральный и разрешительный стиль

для него характерно полное равнодушие и семейное отношение к себе. У членов семьи есть свои собственные заботы, мысли и действия. Это стиль родителей, ценящих свободу в воспитании. Ребенок, выросший в такой семье, может проявлять свое нежелание, требовать «жадности» на людях, капризничать. Такое воспитание не позволяет ребенку развиваться во взрослую социальную личность. Ребенок потом вырастает эгоистичным, конфликтным и трудным, всем недовольным и неспособным найти общий язык с окружающими людьми. В образовательных учреждениях ребенок из такой семьи не может нормально общаться со сверстниками, потому что не может сдаться и подчинить свои желания общим коллективным целям. Социальный эгоцентризм мешает ему в нормальном поведении в межличностных отношениях.

Одним из вариантов либерально-разрешительного стиля в семье является гиперопекающий стиль.

В гипер-родительском стиле.

Семья не позволяет ребенку самостоятельно развиваться психически, физически и социально. Семья полностью сосредоточена на ребенке. Это может быть связано с возможными угрозами здоровью ребенка, боязнью неудачи, переоценкой своего ребенка как вундеркинда и т. д. В этом стиле родители посвящают ребенку всю свою жизнь, полностью растворяясь в нем. Такое отношение и воспитание невротизируют родителей и дают им надежду на то, что ребенок будет благодарен в будущем. Но, не видя этого, они очень страдают, не понимая, что воспитали невротичного человека, такого же зависимого и неуверенного в себе. Инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненное положение, найдя покровителя среди одноклассников.


Дистанционный стиль

Отчужденное отношение подразумевает полное безразличие старших к своему ребенку. В этом стиле отец и мать ребенка предпочитают держать ребенка на расстоянии, не общаясь и не взаимодействуя с ним. Отсутствие участия пожилых людей в развитии их ребенка заставляет их чувствовать себя одинокими, изолированными и несчастными. Это может привести к враждебному или агрессивному отношению к другим. У ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками в образовательной среде. Ему может не хватать уверенности и быть невротиком.

Мне 45, а выгляжу моложе дочери! Запишите мой простой рецепт
6 часов назад
Нет сил терпеть боль в суставах? Вот этот простой метод поможет
8 часов назад


Ценностный подход

для ребенка с большим размышлением и ответственностью за них является более продуктивным стилем воспитания. Здесь к ребенку проявляют нежность и доброту, разговаривают с ним и обсуждают его проблемы или интересующие его темы. Однако это не является чрезмерной защитой и поощряет уважение других. Такой ребенок может самодисциплинировать. Такой человек растет с чувством собственного достоинства и ответственности за своих близких. Ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность в школе, умеет строить отношения с одноклассниками и знает, что такое дисциплина [6].

Вышеперечисленные стили общения объединяет одно – отец и мать заботятся и любят своих детей, а стиль воспитания часто представляет собой преемственность, которая передается в семье из поколения в поколение. Каждая семья, которая может размышлять об особенностях ребенка, ищет пути индивидуального воспитания своих детей.

Стиль общения в семье определяет воспитание ребенка и то, каким он вырастет. Насилие в семьях – большая социальная проблема, и это касается каждого члена семьи. Причин насилия много: психологическая неустойчивость взрослых, их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями, статусом занятости, отсутствие взаимной любви между супругами, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, простое безделье; неверность. Эта агрессия формирует у ребенка агрессивный тип личности. Проявляется изменчивой лексикой, кулаками, нападками на более слабых, садистскими действиями. Этот ребенок не сможет приспособиться к нормативным требованиям, не захочет соблюдать общепринятые правила в общественных местах. Уже в первом классе он может спровоцировать учителя. Он может отомстить окружающим за то, что уже знает и понимает, что отличается от других. Это социально незащищенный ребенок. Ребенок из патологической семьи имеет право на особое внимание, ведь иногда он даже не представляет, насколько хорошими и красивыми могут быть межличностные отношения.

Родительский антагонизм и агрессия очень опасны и чаще всего являются следствием алкоголизма, наркомании и последующей общей деградации семьи. Алкоголизм в семье возникает в результате патологической склонности взрослых к алкоголю или негативных алкогольных привычек в ближайшем окружении. Это влияет на социальное поведение людей и приводит к плохой трудовой дисциплине во всех секторах; агрессивное поведение по отношению к окружающим и др. Все это наблюдается и принимается (присваивается) детьми. В этих условиях они привыкают к тому, что пьянство и пьяные ссоры являются нормой жизни [6].

Так что если взрослые понимают, в каких условиях растут дети в семье, они могут попытаться их предотвратить и исправить. Психически здоровые, нормальные и любящие родители могут дать своим детям условия для хорошей жизни, доверия и чувства безопасности.

1) Анцупов А.Ю., Баклановский С.В. Конфликтология в диаграммах и комментариях. — СПб: Питер, 2005 — 288 с.

2. Вердербер, Р. Психология общения. Секреты эффективного взаимодействия / Вердербер Рудольф, Вердербер Кэтлин. — СПб: Прайм — Еврозона, 2010. — 416с.

3. Дармодехин С.В. Семья в системе социальных отношений современного общества / С.В. Дармодехин // Мир психологии. — 2008. — №3.

4. Прокопьева М.М. Семейная педагогика: учебно-методический комплекс / Ин-т. развитие образования. Измеряйте на расстоянии. пед. — Якутск: Изд во ИРО МО РС (Я), 2001. — 144с.

5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Антология. — Москва: Академический проект; Трюк-ста, 2010. — 720с. — (Количество)

В 10 раз дешевле Виагры! А эффект в разы лучше!
6 часов назад
Грибок мучил меня 3 года. Смотри, как избавился от него за 5 дней
10 часов назад

Читайте также